Добыча и переработка щебня

Щебень, является одним из основных видов строительных материалов, который в силу своей значимости и объемов производства выделяется в отдельную группу.

Щебень производится из осадочных (известняк, доломит, мрамор) и магматических (гранит, диорит, базальт и пр.) пород.
Классификация щебня производится по форме и по крупности.

Классификация щебня по форме и крупности
Группа Кол-во зерен пластинчатой и игловой формы, % Фракции
Стандартные Нестандартные
I до 15 кубовидный от 3 до 8 мм; (т. н. еврощебень), от 5 до 10 мм; от 10 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 25 до 60 мм; св. 20 до 70 мм; св. 40 до 70 мм от 5 до 20 мм; от 10 до 15 мм; св. 15 до 20 мм; св. 80 до 120 мм св. 120 до 150
II от 15 до 25 улучшенный
III от 25 до 30 обычный

Основными потребителями щебня являются дорожная отрасль для строительство дорожного полотна и строительная отрасль для производства бетона.

Использование щебня в дорожном строительстве.

Основным элементом автодорожного основания и покрытия, а также балласта для железной дороги является гравий и щебень из прочных горных пород (со средней прочностью на сжатие от 200 до 300 МПа), таких как граниты, диориты, базальты, порфиры, окремненные известняки и пр. Наиболее нагруженные участки дорожных покрытий формируются только из самых высокопрочных горных пород – гранитов и диоритов (минимальная прочность на сжатие не ниже 240 МПа), а мощности покрытий составляют от 1,5 до 12 метров – для автомобильных дорог и до 20 метров -для железных дорог в местах изрезанного рельефа.

Ежегодно в РФ вводится в эксплуатацию 1,8 – 2 тыс. км автомобильных дорог, и 700 км железнодорожных покрытий. До 2020 г. в рамках федеральных проектов должно быть построено 18 тыс. км автомобильных дорог, а до 2030 года – 10 тыс. км железнодорожных путей.

Ежегодно в дорожном строительстве используется более 70 млн м3 щебня.

К качеству щебня для дорожного покрытия предъявляются самые высокие требования, регламентированные в соответствующих ГОСТах. Наиболее качественным считается кубовидный щебень, который производят при помощи специального дробильного оборудования – так называемых «кубизаторов».

Дробильно-размольное оборудование применяемое для производства щебня

В подавляющем большинстве случаев для производства щебня применяются роторные или щековые дробилки, которые монтируются либо в стационарном варианте, либо в виде мобильных, дробильно-сортировочных комплексов.

Отечественные роторные дробилки

Модельный ряд отечественных роторных дробилок представлен следующими модификациями: СМД 75А (75); -СМД 85А(85); -СМД 86А(86); -СМД 87Б; -СМД 94Б ; -СМД 95Б, с различным количеством рабочих органов на роторе.

В дробильной камере роторной дробилки, изнашиваемыми элементами, которые изготавливаются из износостойких сплавов являются: било (1), отбойные плиты (2), колосниковые решетки (3), отбойные футеровочные пластины (4), боковые футеровочные пластины (5).

Основными производителями данного типа оборудования являются компании ЗАО «Дробмаш» (г.Выкса) и ОАО «Волгацеммаш» (г.Тольятти).

Импортные роторные дробилки

В связи с большей конкурентоспособностью импортного дробильного оборудования, в последнее время, на российском рынке появляется все большее количество зарубежных компаний, производителей: Screen Machine (США); PSP Engineering a.s. (Чехия); TEREX (Великобритания); Sandvik (Великобритания); HAZEMАG (США-Канада); SBM Mineral Processing GmbH (Австрия); Tesab (Швеция); Metso (Финляндия); DSMAC (Китай); SBM (Китай); SANYYO (Китай); QIYUAN (Китай).

Принципиальным отличием импортных роторных дробилок от отечественных является форма бил и система их крепления. В отличие от российских, била всех импортных производителей являются изометричными. Данная форма бил, во-первых, позволяет переворачивать их во время эксплуатации, то есть в два раза увеличивать эксплуатационный ресурс, а, во-вторых, ликвидировать напряжения возникающие при распорке их клиньями, что позволяет использовать в качестве материала для их изготовления износостойкие чугуны, что также существенно увеличивает эксплуатационный ресурс бил.

Дробильно-сортировочные комплексы

Наиболее экономичными в настоящее время являются не стационарные дробилки а модульные, передвижные дробильно-сортировочные комплексы на пневматическом и гусеничном ходу, включающие в себя наряду с дробильным оборудованием еще и питатели, грохота и транспортеры.

Центробежно-ударные дробилки (ДЦ) (Кубизаторы)

В последнее время, в связи с ужесточением требований к качеству дорожного покрытия, большинство предприятий производящих щебень для дорожной отрасли стремятся к выпуску щебня кубовидной формы, который производится при помощи специальных дробильных машин центробежного действия – «кубизаторов» (в некоторых случаях данные дробилки называют «вертикальные роторные дробилки»).

Срок службы дорог построенных на основании кубовидного щебня выше в 2-2,5 раза, а также бетонная смесь, в состав которой входит кубовидный щебень имеет прочность на 5-10 м% выше, чем по сравнению с обычным щебнем.

Отечественные центробежно-ударные дробилки выпускаются научно-производственной ассоциацией «Урал-Центр», включающей в себя: ОАО «НПО Центр» (г.Минск) и ЗАО «Урал-Омега» (г.Магнитогорск).